Фотосъёмка.Универсальный самоучитель



         

Риторические фигуры


   Предметы могут также влиять на отношение к человеку в силу сложившихся стереотипов.
   Посмотрим, как формируется при помощи одежды и различных атрибутов, то есть, по сути, знаковых систем, образ, Некоторые образы, сложившиеся исторически, стали своеобразными клише, стереотипами.
   В греческой мифологии музы – дочери Зевса, покровительницы наук, поэзии и искусств – изображались с атрибутами, значения которых сохранились до наших дней: муза истории Клио – со свитком пергамента и скрижалями (доска с письменами); муза трагедии Мельпомена – с трагической маской; муза гимнов и красноречия Полигимния держала в руках лиру; муза астрономии Урания – небесную сферу; муза лирической поэзии Евтерпа – флейту…

 

   Мельпомена, Полигимния и Клио

 
   Как конкретные предметы ассоциируются у нас с конкретными эмоциями, событиями, чувствами, сферами деятельности, так же можно придать модели черты той или иной национальности.
   Белые одежды и тонкая налобная повязка – и модель приобретает славянский облик, паранджа – и любая модель становится восточной женщиной, набедренная повязка – аборигеном или африканцем, в зависимости от цвета кожи. Однако модель, принадлежащая к негроидной расе, будет неестественно смотреться в славянских одеждах, а, например, принадлежащая к расе европеоидной – в традиционных японских или китайских нарядах, Любой предмет накладывает на сюжет те или иные ограничения, подчиняет ее определенным правилам, вкладывает в них конкретный смысл, особенно если он является символическим.
   Если же не учитывать роль, которую играют имеющиеся в кадре предметы и их ассоциативные связи, то в итоге можно получить снимок, где есть все, однако к главной идее снимка это не будет иметь никакого отношения. Возможно, и такие снимки имеют право на существование, но их художественная ценность минимальна.
   В любом виде искусства, чтобы точно донести до зрителя нужную информацию, художник, писатель или фотограф использует избыточную информацию. Например, в литературном языке она составляет около шестидесяти процентов! Это значит, что наш «великий и могучий» можно урезать больше, чем на половину, и при этом не потерять возможности нормально общаться в повседневной жизни. Конечно, сокращать словарный запас до трех десятков выражений, на примере Эллочки-Людоедки из «Двенадцати стульев», нежелательно. В отношении к фотографии это будет соответствовать документальной съемке фас – профиль со снятием отпечатков пальца.
   Чтобы зрителю был понятен замысел снимка, и фотограф, и модель должны несколько переусердствовать, с избытком применяй все средства воздействия, чтобы облегчить расшифровку знаковой системы кадра, вызвать у зрителя лавину чувств и эмоций.




Содержание  Назад  Вперед