Анри Картье-Брессон



         

Анри Картье-Брессон - часть 4


Просто в нем с семидесятых годов живет страх, привычка все время что-то скрывать, говоря о Советском Союзе или России".

  Снимая в тоталитарных государствах, будь то Советский Союз или Китай, многие фотографы поддались тому, что я бы назвал "социальным конструктивизмом". Легко увлечься ритмом и линиями в изображении, когда люди сами выстраиваются в когорты и маршируют в ногу с одинаковыми транспарантами.

  В фотовпечатлениях Картье-Брессона больше сочувствия, чем иронии: женщины в одинаковых бесформенных пальто и в противных мохеровых шапках, которые все тогда носили... Они толпятся у прилавка, рассматривая сумочку. Снимок вызывает жалость и грустную улыбку.

  Картье-Брессону всегда интересны люди. Будь то строительство КамАЗа или прогулка с детской коляской по Гоголевскому бульвару, любое событие для него - лишь "возможность показать человека. На снимках мастера нет бессмысленной толпы со знаменами, как в любой советской газете тех лет. На фотографиях Картье-Брессона - групповой портрет разных людей, но каждый из которых - неповторимая личность. И все не похожи друг на друга: Мастер напомнил нам о том, о чем сами мы иногда забываем.

Автор: Александр Семин

Исходный текст: "Фокус Картье-Бессона", еженедельник "Алфавит" No.25, 2000.




Содержание  Назад